Сельские народные училища в 1843—1917 годах

 

      Во 2-й трети Х1Х века Спасская волость Васильсурского уезда Нижегородской губернии находилась в ведении министерства государственных имуществ. Возглавивший это министерство граф П. Д. Киселев активно занимался реформированием всех сторон жизни государственных крестьян. По его распоряжению в подведомственных министерству селениях стали открываться начальные училища. 13 (26 по н.ст.) июня 1843 г. такое училище  появилось и в селе Спасском. Оно стало первым, из известных нам, образовательных учреждений в волости. Хотя не исключено, что крестьянские дети до этого обучались у местных священнослужителей.

Училище посещали только мальчики — дети крестьян и духовенства. Ежегодная численность учеников не была постоянной. Например, в 1853/54 учебном году она составляла 27 человек, 1857/58-м — 73, 1866/67-м - 50 человек. Все уроки посещала лишь часть учащихся, другие приходили нерегулярно. В «Ведомости об учениках Спасского сельского училища за 1853 год отмечается, что из 27 мальчиков более менее постоянно посещают училище только 8: Алексей и Иван Крашенинниковы, Григорий Соловьев, Федор, Иван и Андрей Кудисовы, Николай Кемарский, Григорий Маринин. Наставник училища студент Нижегородской семинарии  Николай Добролюбов сообщал, что способности у учащихся хорошие, прилежание у всех посредственное, успехи хорошие, поведения все «доброго». В 1857/58 году из 73 учеников «временно приходящих» было 47.

В училище преподавались чистописание, арифметика, чтение и Закон Божий, который  читал местный священник. Оценки по каждому предмету ставились по четырёхбальной системе. Сохранилась Ведомость об успеваемости учащихся за 1857/58 учебный год. В ней 70 фамилий учащихся в возрасте от 9 до 17 лет. Способности, прилежание и успехи, в основном, оценены на «3», поведение на «4». Наставником в это время был Василий Добромыслов. Он получал жалованье 100 рублей в год.

 В начале 1860-х гг. помимо училища обучением детей занимался безвозмездно диакон Лев Соколов. К нему домой приходило до пяти мальчиков. Они учили молитвы, приобщались к чтению и письму.

Во 2-й половине Х1Х века система народного образования в России претерпела значительные изменения. К концу столетия даже ставился вопрос о переходе к всеобщему начальному обучению. В сельской местности при активном содействии министерства народного просвещения и органов местного самоуправления - земств стали  открываться народные одно-двухклассные училища. Для их открытия требовалось решение схода крестьянского общества, которое принимало на себя и некоторые обязательства. В 1867 г. Спасское училище было передано Васильсурскому уездному земству. Нам известно, что в конце 1870-х гг. В нем работала 19-летняя дворянка М.Я.Анненкова, окончившая Нижегородскую женскую гимназию. В начале 1880—х гг. вместо этого училища появилось новое.5 (18) ноября 1880 т. спасчане собрались на сельский сход. Из 402 домохозяев в сходе участвовали 217 человек. Был вынесен следующий приговор: «Ходатайствовать перед высшим начальством об открытии в нашем селе двухклассното министерства народного просвещения училища». Крестьяне обязывались: выстроить училищный дом с квартирой для двоих учителей, при условии, что из казны на строительство будет ассигновано от 700 до 800 рублей; уступить под училище одну десятину земли; взять на свой счет расходы по отоплению и освещению, за наем прислуги, ремонт и платежи страховых премий. Всего сход выделил из общественной суммы 410 рублей. Небезынтересно отметить, что под приговором лично расписались только 72 человека, остальные 145 участников схода. (взрослых мужчин) были неграмотными. За них расписался сельский писарь Яков Миндрин. Сельский староста В.М.Визгунов вместо подписи приложил печать.

Старания крестьян не были напрасными. 21 апреля (4 мая) 1881 г. министр народного просвещения разрешил открыть училище в Спасском и отпустил в пособие спаскому сельскому обществу на постройку училищного дома 750 рублей и 300 рублей на первоначальное обзаведение необходимыми предметами. Училище решили разместить в уже выстроенном в центре села здании после некоторого его ремонта. Новое учебное заведение, как и предшествующее ему, было мужским. Не позднее 1883 г. Васильсурское уездное земство открыло в селе и женское одноклассное народное училище. В «Уточненных сведениях о церковно-приходских школах, находящихся в Васильсурском уезде» из рапорта Ивановского священника Н.Золотницкого за 1883 т. следует, что в подведомственном ему втором благочинном округе церковно-приходских школ нет, кроме четырех школ от земства, две из которых находятся в Спасском — мужская двухклассная и женская одноклассная.  Мужская школа названа все еще земской. Ведомость о церковно-приходских школах, школах грамотности и земских училищах Васильсурското уезда за 1891 год» поясняет, что в Спасском одна школа от  земства, вторая принадлежит министерству народного просвещения.Прием в оба училища начинался осенью, после окончания полевых работ. В мужском училище срок обучения был 5 лет (1 класс - 1-3-й год, 2 класс – 4-5 год), в женском — 3 года. Мальчики и девочки учились писать, считать, читать. В мужском училище давались первоначальные знания по истории, географии, естественным наукам и геометрии. Обязательным предметом оставался Закон Божий. До наших дней сохранилась тетрадь ученицы женского училища П.Фроловой с ее сочинениями «Базарный  день» и «Наше училище». Девочки приобщались к домоводству и рукоделию.

Количество детей, посещающих начальные училища, в конце XIX в.по сравнению с серединой столетия, когда существовало одно увеличилось. В 1891 г. в  Спасском обучалось 96 мальчиков и 73 девочки, в 1899 г. - 135 мальчиков и 75 девочек, в 1901 г. - соответственно 1 10 и 50. Больше стало и учителей - 4 мужчин и 3 женщины. Образование детей для народа становится насущной потребностью‚ - говорится в Рапорте Васильсурского уездного исправника о состоянии уезда за 1899 г., а охотное посещение детьми школ заставляет лишь заботиться об увеличении числа последних, так как имеющиеся не могут вместить всех желающих учиться. 

    Помимо обучения детей спасские учителя активно участвовали в просветительской деятельности и среди взрослого населения С открытием в 1901 г. чайной общества трезвости преподаватели устраивали в ней народные чтения и театрализованные представления.

В 1909 г. была открыта еще одна начальная школа при Спасской женской общине. В ней обучалось 20 крестьянских девочек.

 К 1916 г. мужское училище стало четырехкомплектным, женское - двухкомплектным Число учеников в первом было 185, втором- -110. Однако, несмотря на рост числа учащихся, не все желающие могли учиться. Осенью 1916 т. в Спасском было отказано в приеме 48-ми девочкам, из них 42-м по недостатку места, 6-ти из-за опоздания, а 8-ми мальчикам по малолетству.

Говоря о материальной базе сельских школ‚ можно отметить, что в женском училище имелась библиотека с 196 книгами для внеклассного чтения, одна карта, глобус, классные счеты и арифметический ящик. Училище располагалось в собственном деревянном здании (на месте современного хозяйственного магазина) с двумя классными комнатами. Здание мужского училища было двухэтажным (на месте нынешней начальной школы) с четырьмя классными комнатами и библиотекой на 450 книг. Учителя использовали одну карту, глобус,  классные счеты, таблицы по обучению грамоте и арифметике и арифметический ящик.

Законоучителем в 1910-е гг. являлся священник А. Лавров. Он читал Закон Божий мальчикам по два урока; в неделю, девочкам-по одному уроку. Из учителей того времени известны П. Лебедев, А. Проложева и дворянка В.М.Чегодаева, окончившая Высшие женские Бестужевские курсы.

В 1916 г.в Нижний Новгород был эвакуирован Варшавский политехнический институт. Из-за нужды часть его преподавателей разъехалась по губернии. По воспоминаниям старожилов, некоторые из них оказалась и в Спасском, став слушателями местных народных училищ.

ОТ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ К СЕМИЛЕТКЕ (1918-1933 гг)

 

     После установления Советской власти в октябре 1917 года, структура учреждений образования, учебные планы, программы, методы обучения были изменены. На основании Декрета Совнаркома от 11 декабря 1917 г.в ведение Нижегородского губернского комиссариата по народному образованию переходили все церковно—приходские, земские и министерские школы. В конце 1917 - начале 1918 г. в Спасском открываются новые классы-комплекты. С мая Закон Божий, как учебный предмет, исключается из школьного курса. В документах Васильсурского уездного совета по народному образованию этого периода упоминается о существовании в Спасском высшего начального училища. Преподаватели туда назначались по результатам выборов. Так, в 1918 г. на должность учителя немецкого языка была выбрана Полякова (инициалы к сожалению не указаны).В России такие училища стали отрываться с 1912 г. По всей видимости, еще перед революцией оно появилось и в Спасском, вероятно на базе двухклассного мужского училища. Программа обучения в высшем начальном училище была более расширенная. Преподавали там вели даже иностранные языки. В зависимости от того, по какому имелся преподаватель. В.М.Чегодаева, например, вела французский язык и этику.

     С октября 1918 г. в России начала создаваться единая трудовая девятилетняя школа: с совместным обучением девочек и мальчиков, разделенная на две ступени. 1 ступень - начальные классы, 2—я -старшие классы.

Мужское и женское начальные народные училища в Спасском ликвидировались. Школа 2-й ступени была создана на базе высшего начального училища. В школе 1 ступени в 1918 — нач. 1920—х` гг. работали П.М.Лебедев, Е.А.Грехова, А.Н.Лебедева, А.С.Матяева, С.Н.Осиновская, Н.А.Таранова, Е.И.Шульпина, А.Ф.Воробьева. В школе 2 ступени уроки вели А.И.Воробьев, А.П.Цыбин, Е.Н. Добродеева, Н.Е.Боброва, А.А.Бобров, В.М.Чегодаева. К 1923 т. в связи с тяжелым экономическим положением в уезде с отсутствием финансовых средств школа 2 ступени в Спасском была закрыта. 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТИЛЕТКИ ( 30-е - 60-е годы)

 В 1930-е гг. в сельской местности вслед за городами поочередно вводится всеобщее начальное, затем всеобщее семилетнее образование. Появляется новая структура общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, средняя. С 1934—35 учебного года Спасская ШКМ преобразовывается в среднюю (десятилетнюю) школу. Молодежь райцентра и окрестных сел и деревень имела возможность получить среднее образование‚ не покидая пределы района. Первым директором школы стал Л.М.Сидо. Учителями работали: математики и физики — И.М.Рязанов, химии и биологии - Т.И.Машкова, русского языка и литературы - Н.А.Пермякова, домоводства -Т.А.Сидо, трудового обучения - В.М.Будорагин, физкультуры - Е.А.Трубачев-Поликарпов. 

   В 1937 г. состоялся первый выпуск десятого класса. В числе выпускников были В.Жуков, В.Ащеулова и Л .Чернова, которые впоследствии вернулись в родную школу учителями, В.Абызов, (инженер—подполковник, окончил военноморское авиационно-техническое училище, П.Жаров, подполковник, окончил Ленинградское военное артиллерийское училище, Р.Чулкова‚ К.Малышева, З.Абрамова, С.Хрулев (погиб в 1943 г.), А.Сорокин, Г.Коротков, М.Кокунин, М.Корлюгов, П.Зайцев, В.Клочков. 

     В 1938 г. школу закончили К.Прыткова, М.Визгунов, В.Боброва (Отрокова,они стали учителями и работали в Спасском, А.Афонин, был директором Красномаровской средней школы, М.Мартынова, Н.Бунетина, Д.Челнова, М.Дунаева, С.Молев, Г.Хламова, Л.Самарин, Е.Лапшина, С.Водопьянов, У.Ислямов‚ Л.Турилова, Л.Прохорова, З.Пичугина, Е.Афонин, Б.Соколов, М.Курапова, В.Лухнина, Р.Петрячихина.

         Выпускниками 1939 г. стали В.Кирпичева (Шипилова), Е.Чернова (Жукова), в будущем учителя Спасской школы‚ А.Францева (Шушина), работала в Высокоосельской средней школе, А.Гусев, стал учителем Елховской школы‚ Т.Абрамова, С.Вилкова, С.Бунегина, Е.Копылова, Н.Букин (погиб в 1941 г.), З.Чикнаева, А.Бобров, Н.Грязина, М.Салтанский, А.Анисимов, Н.Пичугина, А.Авдонин, 3.Мурыгина‚ Ю.Заплатин, Р.Данкова, К;Малюгина, А.Гордеев, А.Самарин.   

16.07.1938 г-учащиеся педкласса.
16.07.1938 г-учащиеся педкласса.

На протяжении 1937/38, 1938/39 учебных годов в старших классах проводились дополнительные занятия с учащимися, изъявившими желание стать учителями, им платилась стипендия. Было поставлено условие: два года после окончания Школы отработать учителями. Так, при получении среднего образования в школы района были направлены Л.Чернова, В.Боброва, К.Прыткова, В.Чернова‚ А.Францева, В.Кирпичева, А.Гусев, А.Афонин и К.Малышева. Потом они экстерном сдавали экзамен за курс Лысковского педагогического училища.

    Л.М.Сидо на посту директора сменил Н.И.Балаев, о котором с благодарностью вспоминают ученики. В школе следили за порядком, было чисто и тепло. Классы располагались в трех зданиях, старшие учились в 2 смены. Николай Иванович большое внимание уделял школьной библиотеке. Многие ученики и учителя занимались художественной самодеятельностью. Сам директор показывал в этом пример. Он имел прекрасный голос, любил петь народные песни., В школе имелись музыкальные инструменты, создавалась спортивная база.

   С 1939 по февраль 1941 г. завучем был Н.А.Фигуров. Учителями в предвоенные годы работали: русского языка и литературы А.А.Балаева, Н.Н.Кредич и С.Н.Осиновская, математики - М.Е.Копылова и Н.И.Золотов, И.К.Конюхова, историиА.А.Мокрушин и Н.А.Рябинина, чем была заслуга Н.И.Балаева. Выпускница 1941 г. Е.И.Кабанина с большой теплотой отзывается о годах учебы. Ей запомнились уроки литературы, которые вела Н.Н.Кредич, остался в памяти руководитель школьного хора Гордеев, прекрасные концерты художественной самодеятельности. 

    В 1930-е годы самостоятельными образовательными учреждениями оставались две начальные школы в Спасском. Затем они слились в одну.

    С начала Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. учителя-мужчины ушли на фронт. Стала ощущаться нехватка кадров. Из-за перебоев с топливом зимой приходилось прекращать уроки и самим ученикам заготавливать дрова. Не хватало тетрадей, учебников. Многие ученики бросали учебу, так как надо было помогать дома, а некоторым в школу не в чем было ходить… Подростки помогали старшим в колхозе: убирали зерно и картофель, сенокосили, пололи. Учебный год в военное время начинался после окончания уборочной страды. Во внеурочное время ребята собирали и отправляли на фронт посылки с теплыми вещами и продуктами. Ученики школы вели переписку с бойцами Красной Армии. Например, ученики 6 «6» класса в 1942 г., прочитав в «Комсомольской правде» о красноармейце Ф.Феденеве, отправили ему в госпиталь письмо с заверением в том, что спаские школьники, когда вырастут, при защите независимости своей любимой социалистической Родины будут следовать его, примеру…”. 

   За доблестный труд во время Великой Отечественной войны старшеклассники Юрий Казаков и Юрий Кузнецов были награждены медалью. Такую же награду получили учителя В.А.Боброва, З.Д.Сорокина‚А.В.Одинцов, М.А.Зверева, Н.А.Рябинина, М.Е.Копылова, Н.М.Преображенская, О.М.Матяева, М.М.Павельева, Л.Ф.Осламова (уборщица), А.А.Балаева и А.И.Волкова.

     В 1941 г. вместо ушедшего на фронт Н.И.Балаева директором школы стал прибывший из г.Горького А.В.Одинцов. Он вел физику и астрономию. Его жена Екатерина Александровна преподавала домоводство. Имея театральное образование, она организовала театральную студию и хор. Был создан «шумовой» оркестр. Спектакли ставились в Спасском, выезжали в другие села. Завучем стала М Е.Копылова. Н.Н.Кредич вспоминала, что ни в одной другой школе, где она работала, не встречала таких замечательных артистов, как в Спасской. Особенно получались роли у А. и С.Грязиных, А.Скворцовой и Г Зверева.

    В годы войны в школе учились дети, эвакуированные из Москвы, Украины и Белоруссии, а также дети военнослужащих. В Красном Ватрасе для них был создан детский дом. В Спасском эти дети жили в интернате, под который приспособили здание на улице Торговой (д. № 22).Воспитателем в интернате работала О.Г.Невская.

    В конце войны и первые послевоенные годы выпускные классы были небольшими. В 1941 г. школу окончили 29 человек, в 1943 - 36, в 1945 — 7, в 1946 — 14, в 1947 - 12, в 1948 — 16, в 1949 - 11. Большинство выпускников получили высшее образование. Особо хочется сказать о 7-м выпуске 1943 г. Класс был очень дружный. Не расставались ребята и после окончания школы. Где бы ни были, обязательно собирались на годовщины своего выпускного вечера. В последний раз они, уже в довольно поредевшем составе, собрались на его 50-летие в 1993 г. В этом классе учились С.Грязин, ставший генерал—майором, А.Бобров, впоследствии работал секретарем Спасского райкома партии и председателем райисполкома, Д.Прозоровская, 45 лет проработавшая учителем русского языка и литературы в Тубанаевской неполной средней школе, она активно занималась краеведением (экспонаты, собранные учениками под ее руководством, стали основой коллекции Спасского районного музея).

   А.В.Одинцов руководил школой 12 лет - до последних дней жизни. Он был порядочным, трудолюбивым и уважаемым учащимися и учителями человеком. Под его руководством в школе трудился сплоченный, творческий коллектив преподавателей. 

     С 1953 г. школой стал руководить Н.А.Добролюбов. При нем через пять лет началось строительство нового типового учебного здания на 320 мест. Стройка велась в самом центре села, по соседству с бывшей Спасо-Преображенской церковью и деревянным зданием бывшего мужского 2-х классного училища. В возведении новой школы принимали участие учителя, ученики и их родители. 12 ноября 1962 г. в просторном каменном трехэтажном здании начались занятия. Рядом был заложен школьный сад. В чем также немалая заслуга Н.А.Добролюбова.

Школа 1 ступени сохранилась. В 1920—е гг. их было две. Одна называлась массовой, другая образцовой. Массовая располагалась в трех зданиях: в одном доме на Притыке(ул. Ленина) и в двух на улице Торговой №7 и №11). Образцовая школа находилась в здании бывшего мужского училища. С 1929 г. этой школой заведовала Е.И.Прозоровская. После окончания в 1908 г. 2-й Нижегородской женской гимназии она решила работать сельской учительницей. Сначала девушка устроилась домашней учительницей в семью помещика Львова в селе Ключищи (совр. Спасский р-н). Затем работала в соседнем селе Русском Маклакове, потом в Спасском. В 1936 г. стала директором Тубанаевской неполной средней школы Спасского района. Общий стаж ее педагогической деятельности -55 лет. Екатерина Ивановна была награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В массовой школе работал ее муж - А.А.Прозоровский.При образцовой школе действовал методический кабинет. Методистом тогда работал С.Н.Красильников. Для учителей Спасской волости с 1929 г. района, давались открытые уроки, проводились теоретические семинары. В 1930-е гг. образцовой школой заведовал В.И.Сюбаев. Районная газета «Коллективная мысль» от 2 октября 1934 г. в статье «Крепость науки будет взята» сообщала о том, что учащиеся Спасской образцовой  школы принимали активное участие в социалистическом соревновании. Они заключили индивидуальные и звеньевые договоры, в которых оговаривалось хорошее выполнение домашних заданий, дисциплина на уроках, организация игр в перемены, бережное отношение к учебникам,тетрадям, организация одноклассникам помощи в учебе. Пионеры Русскова, Скворцов, Кокунин, Копылова, Потехин, Мартынова вызывали на соревнования учащихся других школ. Эти же ученики организовали поход за культуру (культпоход). В номере за 7 октября опубликованы фрагменты уроков учителей массовой и образцовой школ М.М.Павельевой,Н.Г.Алексеевой, В.И.Сюбаева, З.А.Поляковой, Машковцепой, Галактионовой, И.И.Волкова, Н.М.Преображенской. Отмечено, что уроки спасских школ должны научить работать все школы района.

К 1928 г. в Спасском появилась школа крестьянской молодежи (с 1930 г. — колхозной молодежи) — семилетка. Ее заведующим стал Л.М.Сидо. Располагалась школа в здании, где раньше находилась санэпидемстанция (ул.Октябрьская). Лука Максимович был очень ответственным работником. Поздравляя его в 1933 г. с 25-летием учительской деятельности, коллектив роно видел в нем «лучшего борца за осуществление исторических решений ЦК ВКП(б) о школе». Президиум райисполкома за лучшее сохранение школьного здания и инвентаря, за лучшую и своевременную подготовку к учебному году премировал заведующего месячным окладом в сумме 240 рублей. В это время в школе было 142 ученика. Отсев  за год составил 7% (11 человек). В отчете за 1933/34 учебный год Л.М.Сидо отмечал, что «программный материал выполнен полностью, …налажена работа по интернациональному, антирелигиозному, физическому и художественному воспитанию, школа работает четко, планово, дисциплина среди учащихся и педагогов поднята на должную высоту».

В ШКМ выдавались горячие завтраки. Имелось пришкольное хозяйство. По воспоминаниям бывшей ученицы Марии Хрулевой, в школьном саду росли яблони, сливы, вишня. За садом ухаживали ученики. В поле выращивали зерно. Для тех, кто работал, устраивались бесплатные обеды. Еще выращивали кроликов. К праздникам ученики получали подарки — пакеты с яблоками.

Статьи из газет

обзор Ниж.губернии за 1882 г
обзор Ниж.губернии за 1882 г
газета "Коллективная мысль", октябрь 1933 г.
газета "Коллективная мысль", октябрь 1933 г.
 газета "Коллективная мысль",  1933 г.
газета "Коллективная мысль", 1933 г.
 газета "Коллективная мысль", март 1934 г.
газета "Коллективная мысль", март 1934 г.

газета "Коллективная мысль", май 1934 г.
газета "Коллективная мысль", май 1934 г.
газета "Коллективная мысль", июнь 1934 г.
газета "Коллективная мысль", июнь 1934 г.
 газета "Коллективная мысль", июнь 1934 г.
газета "Коллективная мысль", июнь 1934 г.
 газета "Коллективная мысль", июнь 1934 г.
газета "Коллективная мысль", июнь 1934 г.

газета "Коллективная мысль, июнь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, июнь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, октябрь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, октябрь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, октябрь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, октябрь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, декабрь 1934 г.
газета "Коллективная мысль, декабрь 1934 г.

СПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА В 1962 -2004 ГОДАХ

В сентябре 1962 г. начальная и средняя школы в Спасском были объединены в одно общеобразовательное учреждение.

Большое внимание тогда уделялось методической работе. Действовали методобъединения учителей-предметников, грамотно проводились заседания педагогических советов, учеба молодых специалистов, занятия в предметных кружках. Активное участие во всех этих мероприятиях принимали завуч Э.Д.Баданова, учителя Н.А.Рубинская, А.И.Волкова, В.А.Отрокова, В.С.Карасева, О.И.Николаева, З.М.Сучкова‚ А.Г.Савина, А.С.Перфильева, В.Ф.Ащеулова‚ М.М.Павельева, Р.И.Меринова и другие. Неплохо была поставлена спортивная работа. Действовали волейбольная, футбольная и леткоатлетическая секции. С теплотой вспоминают выпускники учителя физкультуры В.Н.Иванова. 

       Интересной и полезной была деятельность комсомольской и пионерской организаций. Комсомольцы 50-х годов принимали участие в борьбе за здоровый быт, как и в 30-40-е годы, помогали ликвидировать неграмотность. В стране проходила Всесоюзная пионерская экспедиция, посвященная 40-летию ВЛКСМ и  40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Спасские пионеры собирали макулатуру, металлолом, участвовали в посадке деревьев. В эти годы существовало движение юных садоводов «Украсим Родину садами».

     В 1960-е годы в школе проводились мероприятия в честь 40-летия Всесоюзной пионерской организации, 50-летия Советской власти, 90-летия В.И.Ленина, 50-летия ВЛКСМ. И снова сбор макулатуры, металлолома, организация субботников и воскресников. Пионерские отряды-участвовали в соревновании «Имя Ленина в сердце каждом, верность партии делом докажем». На линейках, сборах, комсомольских собраниях сдавались рапорты, отчеты о проделанной работе. Интересно отмечались праздники октябрятской звездочки, годовщины образования Союза ССР. В смотре пионерских дружин «Сияйте ленинские звезды» школа заняла первое место. Пионеры и комсомольцы активно участвовали во Всесоюзной акции помощи Вьетнаму. Своим сверстникам из этой далекой страны они собирали подарки. Велась поисковая работа. Ученики совершали походы по местам боевой славы, оформляли по их результатам альбомы, встречались с участниками Великой Отечественной войны.

    В июле 1970 г. был дан старт новому Всесоюзному маршу пионерских отрядов «Всегда готов!» Он был посвящен полувековым юбилеям пионерии, СССР, присвоения пионерской организации и комсомолу имени В.И .Ленина и 30-летию Великой Победы. В 1979 г. был объявлен марш в честь 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина «Пионеры всей страны делу Ленина верны!» Комсомольцы участвовали в Ленинском зачете. В рапорте пионерской дружины имени Зои Космодемьянской за 1979 г. сообщалось, что пионерами села собрано 6 т макулатуры, 11 т металлолома, убрано 60 га картофеля, заготовлено для колхоза имени Буденного более 1 тысячи веников, 20 кг лекарственного сырья, оформлена ленинская комната. Школьники заняли первые места в районном смотре художественной самодеятельности, в хоккейных соревнованиях и лыжных гонках на приз газеты «Пионерская правда». Ученики -активисты побывали на экскурсиях в Могилеве, Хатыни, Ростове, Таганроге, Новочеркасске, Краснодоне, Львове, Бресте.

      В 80-е годы пионерские отряды дружины шагали по следующим маршрутам: «Моя Родина — СССР», «В страну знаний», «Мир и солидарность», «Тимуровец», «В мир прекрасного», «Сильные, смелые, ловкие», «Пионерстрой», «Звездочка». Проводились операции «Уренгой», «Зеленая аптека», Зеленый наряд Отчизне», «Зернышко», «Миллион - Родине».Комсомольцы выступали с концертами перед колхозниками, работали в лагерях труда и отдыха, производственной бригаде (убирали картофель и свеклу на колхозных полях), собирали материалы по истории комсомольской организации в селе Спасском, посещали киноклубы «Кировец», «Юный  ленинец», политклуб «Глобус» (руководитель О.М.Клюкина). Клуб интернациональной дружбы — КИД (руководитель Г.П.Промыслова). В 1985/86 учебном году школьная комсомольская организация участвовала в сборе подписей для акции «Мы за мир на всей планете». Были проведены факельное шествие, митинг, ярмарка солидарности, конкурс политического плаката. 

     В 1959 г. вместо Н.А.Добролюбова директором стал А.И .Соснин, проработавший до 1965 г. В последующие десять лет в школе сменилось шесть директоров. С 1975 по 1980 гг. педагогический коллектив возглавляла Т.Я.Карасева. Затем два года В.К.Аполлонов. Его смешала в 1982 г. К.И.Сидорова, находившаяся на этой должности восемь лет.

       В 1980-е годы спасские учителя решали вопросы научной организации труда, совершенствовали свои психологические и педагогические знания и умения, активизировали познавательную деятельность учащихся, развивали воспитательную систему, ученическое самоуправление. Деятельность пионеров и комсомольцев была идеологизирована. Девизом стали слова: «За Родину, Добро и справедливость». В школе появилась новая форма воспитательной работы - коллективные творческие дела (КТД). Они назывались «День урожая», «Время и мы», «Зимняя фантазия», «В мир знаний», «Природа и мы», «Спорт и мы». К каждому делу тщательно готовились, пассивных не было, поручения находились для всех. КТД поднимали дух соперничества, повышали активность, развивали творчество. Жизнь в школе становилась еще более интересной и разнообразной.

Начало 1990/91 го учебного года ознаменовалось тем, что школьные помещения расширились за счет пристроя. Это позволило совершенствовать кабинетную систему обучения. В настоящее время школа занимает два каменных здания: основное трехэтажное с двухэтажным пристроем и двухэтажное здание бывшего интерната для учеников из других сел и деревень, где размещены начальные классы (построено в 1970-е гг; на месте деревянного здания бывшего мужского начального народного училища).

В 1990-е гг. наряду с решением вопросов, касающихся развития материальной базы, руководство школы занималось совершенствованием управленческих функций, созданием оптимальных условий для педагогического творчества и самореализации. В эти годы школа купила 4 квартиры для учителей, была оборудована новая учительская, проводился ремонт зданий В 1995 г. была пущена школьная газовая котельная.

    Изменения коснулись и структуры методической работы. Появились такие ее новые формы, как школы молодого учителя, развития профессионального мастерства, педагогического мастерства, наставничество, самообразование, работа проблемных групп, методические объединения учителей начальных классов. Сейчас педагогический коллектив изучает проблему создания условий для развития личности, способной к самореализации.

  Спасские педагоги участвовали в районных конкурсах «Учитель года». В 1991 г. победителем этого конкурса стала преподаватель начальных классов Е.А. Прокудина, в 1992—м - преподаватель биологии С.А.Казакова, в 1993-м - преподаватель начальных классов О.М.Кострова.

      Воспитательная работа опирается на КТД. Интерес к учебе развивается через уроки, факультативы, смотры знаний. В 1992-93 учебном году смотр знаний проходил в форме предметных недель. На следующий год провели конкурс «Ученик года», потом были конкурсы эрудитов, почемучек, деловые игры, олимпиады. Призерами  конкурсов «Ученик года»Светлана Агапова и Юрий Зайцев. В организации внеклассной и внешкольной работы с детьми используются возможности школы, районного дома культуры, Дома детского творчества, музыкальной школы. Учителя ведут три спортивные секции, шахматный кружок, кружок технического творчества. В школе есть свои изостудия, вокально-инструментальный ансамбль. Многие ребята с удовольствием занимаются в танцевальном коллективе «Виктория», созданном в районном  Доме культуры. Юные танцоры под руководством балетмейстера Г.В.Живодеровой успешно выступают на районных и областных мероприятиях.Неоднократными призерами спортивных соревнований различных уровней становились и наши  юные спортсмены, особенно лыжники, с которыми работает физрук А.М.Гаранин.

    Опирается школа и на помощь родителей. Проводятся родительские конференции, уроки, «круглые столы», совместные праздники и КТД («Краски осени», «Зимняя сказка», «Возрождение», «Любимый сердцу уголок», «Памяти павших», «В мире музыки», «День самоуправления»,«Русская коса — девичья краса»). 

  В течение последних пяти лет контингент учащихся увеличивался. В 1991/92 учебном году в школе обучалось 690 человек, в 1996/97-м -883 или 44% всех учеников района. Во втором полугодии 1992/93 учебного года проводился эксперимент по организации занятий в условиях пятидневной учебной недели, но в 1995/96 году мы вновь вернулись к шестидневной учебной неделе. Анкетирование учеников и родителей показало, что с пятидневкой не все согласны. Трудно было составлять рациональное расписание, организовывать динамические паузы в середине занятий. В 1996/97 учебном году школа начала работать в 2 смены, так как количество классов-комплектов увеличилось до 40. `

       В это время педагогический коллектив, возглавляемый с 1990 г. Н.Ю.Дерябиным, насчитывает 57 человек. Заместителями директора являются: по начальным классам - Е.А.Прокудина, по учебно-воспитательной работе -Е.Ф.Черняева,  по методической работе -Н.А.Назарова. Из 57 педагогов высшее профессиональное образование

имеет 51 человек, среднее специальное -6, из которых пятеро являются учителями начальных классов. Возрастной состав учителей таков:

20-25 лет - 10 человек

25-30 - 6;

35-30 - 1 1; 

30-35 - 4;

35-40 -1 1;

40-45 - 6;

45-50 - 5;

50-55 - 4;

55-60 -3;

старше 60 -8.

16 учителей награждены значком «Отличник народного просвещения», а А.А.Хламова является кавалером ордена «Знак Почета», О.М.Клюкина — кавалером ордена Трудовой Славы III степени, в 1986 г. она была делегатом Всероссийского съезда учителей. 6 педагогов прошли аттестацию и им присвоена 1 квалификационная категория, 15 человек имеют II  квалификационную категорию.

    В 1994 году школа приняла новый Устав и получила свидетельство о государственной регистрации как муниципальное образовательное учреждение «Спасская средняя общеобразовательная школа». В мае 1996 г.Департамент образования и науки Администрации Нижегородской области разрешил школе осуществлять образовательную деятельность в области начального, основного (девятилетнего) и общего среднего (одиннадцатилетнего) образования. 

     В 1997 г. Спасская средняя школа отметила 60-летие своего первого выпуска. На следующий год отмечалось 155-летие открытия в селе первого начального училища. В 1996/97 учебном году в организации внеклассной воспитательной работы приоритет отдан краеведческому направлению: идет сбор материалов по истории развития народного образования

в с. Спасском в Х1Х-ХХ веках, на основе которых была  создана музейная экспозиция. 

    С 2000 года директором школы является В.Н.Чавкина. В этом же году Спасская средняя школа стала лауреатом областного конкурса «Школа года — 2000». Педагоги и учащиеся по-прежнему являются активными участниками районных конкурсов. Так, победителем конкурса «Учитель года — 2000» стала преподаватель русского языка и литературы С. Г. Хламова. А спаские ученики одержали победы в конкурсах «Науки юношей питают» (2000), «Мальчишник» (2002), КВНе «Ярмарка смеха» (2002). Яркой приметой времени стало открытие в школе компьютерного класса, благодаря чему сельские ученики на уроках информатики теперь могут на практике познакомиться с миром современных информационных технологий.

 В 2002 году Спасская средняя школа успешно прошла аттестацию и государственную аккредитацию. В настоящее время в ней учатся 765 учеников и трудятся 56 постоянных педагогов и 8 преподавателей-совместителей. Материалы о лучших спаских учителях: А. М.Дерябиной, С.Л.Жуковой, Е. М. Лизиковой, Е. В. Паклиной, А. П. Кистановой, О. М. Клюкиной, Е. А. Прокудиной и К. И. Сидоровой,— были представлены в районную галерею педагогического опыта.

 СПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА В 2005-2010 гг

Современный этап развития общества ставит перед системой образования новые сложные задачи, решить которые можно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе чётко спланированной деятельности. В этом сложном процессе важную роль играет программа развития школы. С 2006 года в Спасской средней школе реализуется комплексная программа "Образование и здоровье", которая направлена на предоставление всем участникам образовательного процесса одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие одарённых детей, укрепление здоровья учащихся. Данная программа расчитана на период до 2010 года и позволяет реализовать на практике важнейшие положения концепции программы модернизации российского образования и Приоритетного национального проекта "Образование" - обеспечение доступности и качественности воспитания.

В это время в школе насчитывается 466 учащихся. На первой ступени образования (начальная школа — срок обучения 4 года) обучается 156 учеников; 9 классов — комплектов. На второй ступени (основная школа — срок обучения 5 лет) — 256 учеников; 15 классов — комплектов. На третьей ступени (средняя школа срок обучения 2 года) — 54 ученика; 4 класса — комплекта. Средняя наполняемость классов составляет 17 человек.Школа имеет необходимые условия для обучения, творческий кадровый потенциал, модель воспитательной системы, устойчивые традиции. Все это позволило создать свой имидж и привлекательность среди учащихся и их родителей из других школ района.

    В 2007/2008 учебном году школа работает в экспериментальном режиме: обучение осуществляется по триместрам — 5 учебных недель чередуются с одной каникулярной неделей. Педагоги школы считают, что такой режим способствует сохранению работоспособности учащихся на протяжении все-го учебного года, снижению их утомляемости и заболеваемости.В 1—х классах существует безотметочная система оценивания. Педагоги используют в своей работе здоровьесберегающие технологии, индивидуально—дифференцированный подход к учащимся. В школе организовано горячее питание (горячие завтраки). Проводится витаминизация третьего блюда, использование йодированной соли. Имеются медицинский и стоматологический кабинеты. Воздушный и тепловой режим соответствуют норме. Последние три года проводится замена школьной мебели. Для этих целей закупается регулируемая мебель, которая соответствует требованиям. В школе функционируют два спортивных зала, ведется ремонт тренажерного зала.

Результаты деятельности школы по направлениям развития за два года

Мероприятия, направленные на повышение качества образования:

— обновлен фонд учебной и учебно-методической литературы в школьной библиотеке. Большинство учебников 2005, 2006, 2007 годов издания. Обеспеченность учебниками составляет 100 %;

— в образовательный процесс внедряются новые методические комплексы, что обеспечивает инновационное развитие школы;

— развивается профильное обучение;

— осуществляется индивидуальный подход к обучению учащихся (программа «Одаренные дети», программа «Преемственность», работа экспериментальной площадки по профиль-ному обучению и др.);

— педагогические кадры занимаются самообразованием, учат-ся на курсах повышения квалификации.

Воспитание и дополнительное образование:

— в школе создана воспитательная система, развивается ученическое самоуправление. Школа имеет свою символику. эмблему, гимн;

— педагогический и ученический коллективы являются активными участниками различных мероприятий;

— развиваются и укрепляются связи семья и школы (работа родительского лектория, ежегодное проведение Дня открытых дверей, деятельность родительского комитета и попечительского совета и др.);

— организация летней оздоровительной кампании;

— реализация мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков.

Ресурсное обеспечение программы:

 — укрепление материально—технической базы (участие в нацпроекте «Образование»). В результате на 40 % заменена ученическая мебель, приобретены предметные кабинеты химии, физики, английского языка, математики, биологии, рабочие места в них оснащены компьютерами. Приобретено спортивное оборудование, туристический инвентарь, тренаже-ры для тренажерного зала.

С 2005 - 2007  гг. школа добивается положительных результатов. Наиболее значимые достижения такие как:

  • победа в конкурсе инновационных образовательных учреждений на получение Президентского гранта в размере 1 млн. рублей ( 12 место в рейтинге сельских школ области) - 2006/07 уч.год;
  • укрепление материально-технической базы на средства, направленные на реализацию программы развития школы "Образование и здоровье"; организация научно-экспериментальной работы через экспериментальные площадки районного и областного уровня;
  •  получение поощрительного гранта губернатора области в размере 100 тыс.рублей за участие в конкурсе инновационных образовательных учреждений ( 24 место в рейтинге сельских школ - 2005/06 уч.год);
  • участие педагогов школы в конкурсе лучших учителей на получение президентского гранта ( 5 педагогов  получили грант губернатора в размере 20 тыс руб., один педагог стал победителем конкурса и получил грант президента в размере 100 тыс.руб);
  • победа в конкурсе "Партнёрский совет" и получение гранта в размере 200 тыс.руб. за проект "Школьное подворье", направленный на трудовое воспитание;
  • участие в конкурсе "Лучшие школы России" и получение благодарственного письма;
  • диплом победителя регионального конкурса социально-культурных проектов Нижегородской области "Школьный двор" ( 2000 г.);
  • диплом победителя областного конкурса "Голос ребёнка" (2005 г.);
  • диплом НИРО за научно-методическую деятельность  по освоению инноваций в филологическом образовании (2007г.-Год русского языка).

Источник: История Спасской школы. с.Спасское,1997 г.

Авторы: С.М. Лёдров, Н.А.Назарова